Вторник, 15.10.2019, 16:14
Приветствую Вас Гость | RSS

Основная общеобразовательная школа села Полевое

Навигация
Баннеры










































Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Доклады, сообщения

Современные тенденции и принципы построения математического образования. ФГОС – общая характеристика

Математическое образование в системе общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется практической значимостью математики, ее возможностями в развитии и формировании мышления человека, ее вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности.
Образование на современном этапе характеризуется усилением внимания к ученику, к его саморазвитию и самопознанию, вниманием ученика к окружающему миру и к себе, воспитанию учения и нахождению своего места в жизни. Целью современного образования является полное достижение развития тех способностей личности, которые нужны ей в обществе.
Кардинально изменившиеся в современных условиях цели и задачи образования требуют соответствующих изменений в организации учебно-образовательного процесса, методах и формах обучения и воспитания. Актуальность проблем мотивации и дифференциации обучения очень возросла, образование становится личностно-ориентированным, субъективно значимым для каждого человека.
Традиционное обучение математике и обучение, построенное на системно-деятельностном подходе, различаются по следующим позициям: по содержанию, методам и средствам обучения; по характеру процесса управления обучением; по характеру подготовки преподавателя к проведению учебного процесса; по отводимому на обучение количеству часов; по результатам обучения. Практика показывает, что технологический подход к проектированию и реализации образовательного процесса, построенного на основе системно-деятельностного подхода, удовлетворяет требованиям ФГОС. 
При системно-деятельностном подходе целью является формирование личности, развитие индивидуальности, содействие развитию личности (знания, умения, навыки не цель, а средства развития); способы общения сводятся к пониманию, признанию и принятию личности, к учету точки зрения ученика  неигнорированию его чувств и эмоций; тактика строится на идеях сотрудничества; позиция учителя исходит из интересов ученика и перспектив его развития; положением к руководству становятся слова: «Не рядом и не над, а вместе!», ученик полноправный партнер и т.д. 
В качестве основополагающего принципа курса математики на первый план выдвинут принцип приоритета развивающей функции в обучении математики. В соответствии с этим принципом главной задачей обучения математики становится не изучение основ математической науки, как таковой, а общеинтеллектуальное, общекультурное развитие – формирование у учащихся в процессе изучения математики качеств мышления и качеств личности, необходимых для полноценного функционирования человека в современном обществе, для динамичной адаптации его к этому обществу.
Основными принципами построения школьного курса математики на основе системно-деятельностного подхода являются:
– принцип системного построения курса математики;
– принцип описания курса математики в единстве общего, особенного и единичного; 
– принцип оптимального сочетания фундаментальности и профессиональной направленности обучения курсу математика; 
– принцип предметной деятельности при изучении курса математики;
– принцип развивающего обучения.
Существуют специфические принципы построения курсов математики:
- генерализация знаний (выделение стержней курса). Генерализация знаний связана с прочностью знаний учащихся об основных изучаемых структурах; позволяет обеспечить лучшее понимание учащимися учебного материала; позволяет на основных понятиях, как на стержнях, строить «скелет» математических знаний. В современных курсах школьной математики в качестве идейного стержня часто выступает понятие математической модели реального процесса.
- внутрипредметные связи; 
- построение программы по спирали; 
- единство непрерывности и дискретности обучения; 
- обучение на социокультурном опыте; 
- деятельностный подход;
- гуманитаризация. Принцип гуманитаризации математического образования призван вооружить учащегося основами творческой деятельности, оказывает решающее влияние на отбор содержания. Гуманитаризация школьного математического образования реализуется как гуманитарная ориентация обучения математике, которая является одним из основополагающих принципов новой концепции и выражается, условно говоря, тезисом "не ученик для математики, а математика для ученика", означающего постановку акцента на личность, на человека.
Этим определяется переход от принципа "вся математика для всех" к внимательному учету индивидуальных параметров личности - для чего конкретному ученику нужна и будет нужна в дальнейшем математика, в каких пределах и на каком уровне он хочет и/или может ее освоить, к конструированию курса "математики для каждого", или, более точно, "математики для каждого".
Общими принципами математического образования, отраженными в концепции, являются математическая деятельность (рассуждение, математическое построение и соотнесение математической модели с реальностью), применение осваиваемых моделей деятельности вне математики и воспитание математикой как путь формирования личностных результатов.
Математическое моделирование – основа происходящей в настоящее время математизации научных знаний, важнейший этап познания, поэтому одной из основных задач математического образования является ознакомление учащихся с соотношениями между явлениями реального мира и его математическими моделями, практическое обучение построению математических моделей. Базовый курс предполагает начало математического моделирования. Математические модели напрямую связаны с функциями, поэтому функция является ведущей идеей курса алгебры, начиная с седьмого класса.
Структура и содержание базового обучения обеспечивает формирование математической грамотности, математической культуры учащегося, включающей, формирование представлений о математике и ее месте в цивилизации и культуре, усвоение основ математического языка и аппарата как средства постановки и решения проблем реальной действительности. Базовая ступень обучения предполагает начало осуществления профильной дифференциации.
Подходы к формированию содержания школьного  математического образования претерпели существенные изменения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня. Система математического образования в основной школе должна стать более динамичной за счет вариативной составляющей на всем протяжении второй ступени общего образования.
Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития
•    развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
•    формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
•    воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
•    формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
•    развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности; 
3) в предметном направлении
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
В процессе обучения математике каждый ученик должен овладеть комплексом математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни на высоком качественном уровне. У ученика должны быть сформированы и достаточно высоко развиты качества мышления, в частности, эвристического (творческого) и алгоритмического (исполнительского) мышления в их единстве.

скачать

 

Категория: Доклады, сообщения | Добавил: labschool (10.06.2014)
Просмотров: 2556 | Рейтинг: 4.0/1
Приветствие
Наши выпускники
Вход на сайт
Поиск

Сайт разработан в системе Ucoz © 2019