Вторник, 15.10.2019, 16:53
Приветствую Вас Гость | RSS

Основная общеобразовательная школа села Полевое

Навигация
Баннеры










































Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Методический день

Технология деятельностного метода как средство реализации ФГОС

                                                                    Подготовила: Е.П.Вязинько,
                                                                    заместитель директора по УВР,
                                                                    МКОУ «ООШ с. Полевое»


«Какова деятельность, такова и личность,  
и вне деятельности нет личности».


Сегодня социальный заказ общества на образование коренным образом отличается от предыдущего. И одно из главных отличий состоит в том, что в основе Стандарта нового поколения лежит системно - деятельностный подход. В связи с новыми требованиями, предъявляемыми ФГОС, меняется технология проектирования образовательного процесса, и прежде всего конкретных форм его реализации – урока и внеурочного занятия.   
Деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противопоставляется привычному словесному методу учения, при котором дети пассивны, а впоследствии не знают, как применять практически полученные умения и знания.
Общим понятием для всех имеющихся теорий является понятие деятельности. Ещё Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только играя самому. Точно так же деятельностные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Основная цель системно - деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе. 
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. 
Позиция ученика: за познание мира.
Структура урока с позиций системно - деятельностного подхода состоит в следующем: 
- учитель создает проблемную ситуацию; 
- ученик принимает проблемную ситуацию; 
- вместе выявляют проблему; 
- учитель управляет поисковой деятельностью; 
- ученик осуществляет самостоятельный поиск; 
- обсуждение результатов. 
Современный ребёнок должен сегодня не только что-то делать и знать, он должен научиться учиться, уметь применять полученные знания в школе, самостоятельно в любой жизненной ситуации. А значит, в настоящее время, актуальным остаётся и будет, деятельностный метод обучения не только в учебной деятельности, но и во внеурочной, т.к. этот метод предполагает разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого ученика. Метод хорош и тем, что он обеспечивает развитие каждого учащегося на уровне его возможностей и способностей, рост его творческого потенциала, создаёт основу для самовыражения.
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.
Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей, привносит в урок новое начало. 
Новый урок в технологии деятельностного метода строится на следующих дидактических принципах: деятельность, непрерывность, целостность, минимакс, психологическая комфортность, вариативность, творчество – и во многом отличается от традиционного урока.
1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании. Основным механизмом является включение ребенка в учебно-познавательную деятельность.
2. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии. 
3. Принцип целостности предполагает формирование учащимися обобщённого, системного, целостного представления о мире (природе-обществе-самом себе), о роли и месте науки в системе наук. Здесь речь идет не просто о формировании научной картины мира, но и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям, а также об умении применять их в своей практической деятельности. Например, если речь идет об экологических знаниях, то учащийся должен не просто знать, что нехорошо срывать те или иные цветы, оставлять после себя мусор в лесу и т.д., а принять свое собственное решение так не делать.
4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний). Это позволит сформировать у учащихся установку на достижение успеха, а не на уход от «двойки», что гораздо важнее для развития мотивационной сферы.
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества. 
6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта. Обучение, в котором реализуется принцип вариативности, снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления.
7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности; формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач, самостоятельное  «открытие» ими новых способов действия.
Технология деятельностного метода предполагает построение урока с
опорой на все ведущие принципы, поэтому на своих уроках учителя ежедневно используют разноуровневые задания (принцип минимакса), систематически предлагают задачи прикладной направленности (принцип целостного представления о мире), а также задания, содержащие перебор вариантов и выбор оптимального варианта в соответствии с заданным критерием (принцип вариативности).
          Традиционный педагог уходит со сцены. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. На смену приходит педагог-исследователь, консультант, руководитель проектов, педагог с инновационным стилем мышления, способный к творческой и профессиональной деятельности,  к самоопределению и саморазвитию.          
Технология деятельностного метода имеет следующий вид:
1) Мотивация к учебной деятельности (самоопределение). Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке.
2) Актуализация и пробное учебное действие. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Данный этап предполагает:
•    актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;
•    тренировку соответствующих мыслительных операций;
•    мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;
•    фиксацию учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.
3) Выявление места и причины затруднения. 
На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:
1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;
2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
4) Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. 
На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов
5) Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6) Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
8) Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
9) Рефлексия учебной деятельности (итог урока)
На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
В технологии деятельностного  метода  дети "открывают" знания сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя заключается в том, что он должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Деятельностный метод обучения лежит не только в основе учебной деятельности, но и особую роль играет во внеурочной деятельности. На таких занятиях учителя начальных классов создают условия для самореализации и самоопределения личности ученика. Применяя технологию деятельностного метода на уроках и имея положительный результат, мы можем  говорить, что и во внеурочной деятельности нужно продолжение  этого  подхода, ведь через имеющийся личный опыт, ученик проверяет его в действии. Мы знаем, на практике, только попробовав сам и почувствовав свои возможности, ученик может точно сказать, чего он хочет, что может, а где ему ещѐ нужно узнать или сделать для себя новые открытия.
Планируя воспитательный процесс, мы отмечаем, какую направленность носит то или иное мероприятие, к какому этапу воспитательного процесса  относится.
     В нашей школе технология деятельностного метода используется в основном в начальных классах. Использование деятельностного метода обучения на уроках позволяет оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, обеспечить глубокое и прочное усвоение знаний. В результате наблюдается  положительная динамика уровня обученности и качества знаний учащихся, повышение мотивации и интереса к изучению предметов, активное участие учащихся в учебно-воспитательном процессе.
     Ежегодно учащиеся школы принимают участие в олимпиадах, турнирах разного уровня и занимают призовые места, показывая высокий уровень знаний. Это:  всероссийский турнир «Зелёная математика», «Ёж», всероссийский молодёжный чемпионат «Старт». В прошлом учебном году обучающийся 2 класса стал федеральным победителем чемпионата и был награждён дипломом I степени и медалью,   двое обучающихся 2 класса и один 1 класса стали призёрами. Наши дети также участвуют в конкурсах, выставках, занимая места.
Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно. Применение технологии деятельностного метода обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей (самовоспитание).
В.А.Сухомлинский писал: «Я советую всем учителям: берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонёк, является радость успеха в учении».

скачать

Категория: Методический день | Добавил: labschool (12.05.2014)
Просмотров: 3546 | Рейтинг: 0.0/0
Приветствие
Наши выпускники
Вход на сайт
Поиск

Сайт разработан в системе Ucoz © 2019