Понедельник, 24.02.2020, 12:56
Приветствую Вас Гость | RSS

Основная общеобразовательная школа села Полевое

Навигация
Категории раздела
Баннеры










































Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагогические советы » Педагогические советы

Индивидуализация и дифференциация как важнейший фактор повышения качества образования

Тема педсовета: Индивидуализация и дифференциация

как важнейший фактор повышения качества образования

Е.П.Вязинько, заместитель директора по УВР


                                                                                                              Обучать всех, обучать каждого,

                                                                                                           обучать по-новому учащихся

в соответствии с требованием времени.

А.Дорошенко

Цель педагогического совета: повышение уровня квалификации педагогов по вопросам реализации дифференцированного и индивидуального подхода в организации учебно-воспитательного процесса с учетом психологических и физиологических особенностей обучающихся как фактора, обеспечивающего повышение качества обучения.

I. Учителям предлагается подумать над вопросами и высказать своё мнение:

1. Есть ли среди ваших обучающихся неуспевающие? Каковы причины их неуспешности?

2. Какие проблемы вы ставите в работе с неуспевающими обучающими и как вы их решаете?

3. Считаете ли вы, что неуспевающий потому и не успевает, что не способен учиться и потому учить таких детей – только попусту тратить время?

4. Какого ребенка можно назвать способным? Какие правила работы со способными обучающимися вы используете (использовали бы)?

  1. Что такое дифференциация и индивидуализация обучения? (Обсуждение ответов)

II. Выступление заместителя директора по теме «Дифференциация и индивидуализация в процессе обучения и воспитания»

Совершенно очевидно, что наитруднейшие вопросы, которые встают перед учителем, это вопросы о том, как дифференцировать детей, по каким критериям выделять их особенности, каким образом определять тот начальный, стартовый уровень развития, от которого нужно отталкиваться в организации процесса обучения, а также какие направления в работе с определенными детьми будут наиболее важны. Сегодня мы попробуем ответить на эти вопросы.

Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций и т. д. В каждом классе учатся ученики разные по своему уровню развития, и по своему отношению к предмету. Есть ученики, которые отстают в умственном развитии от своих сверстников, которые отличаются внимательностью на уроках, кто пропускает большое количество уроков по болезни, а есть и те, которые мгновенно схватывают материал. Многим обучение нужно только для того, чтобы окончить школу, и потому такие ученики ограничиваются обязательным уровнем подготовки, так называемым "стандартом”. Другие, в соответствии со своими склонностями и способностями, достигают более высоких результатов.

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности — раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося.

Дифференцированный подход в обучении и воспитании - один из способов решения педагогических задач с учётом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе детей или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам учащихся. Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым учащимся.

Виды дифференциации определяются в соответствии с основаниями дифференциации.

1. Дифференциация по психологическим особенностям личности. Это учет особенностей познавательных процессов учащихся: мышления, памяти, внимания, который может проявляться в специальных заданиях на развитие сосредоточенности, переключаемости внимания для отдельных групп учащихся, заданий на развитие логической памяти и т.д.

2. Дифференциация по обученности предполагает задания, устраняющие пробелы в знаниях. После изучения темы и сдачи зачета ученики делятся на две группы: усвоившие и не усвоившие материал. Дальнейшая работа с этими группами, естественно, строится по-разному. Ученики, усвоившие материал, получают возможность углублять и расширять свои знания. С учениками другой группы организуется работа по отработке, коррекции изученного содержания.

3. Дифференциация по специальным способностям.

4. Дифференциация по познавательным способностям. Это задания различного уровня сложности, дозирование помощи учителя ученикам. К этому виду дифференциации может быть отнесена и уровневая дифференциация.

5. Дифференциация по интересам и склонностям учащихся. Этот вид дифференциации проявляется в выполнении учениками творческих, исследовательских заданий в соответствии со своими интересами и склонностями.

6. Дифференциация самих форм дифференциации. Устанавливая соотношение с возрастом и степенью обучения, можно выявить формы дифференциации на соответствующем этапе обучения или принадлежащие только той или иной ступени образования.

Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объема, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах, учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося. Использование дифференциации в процессе обучения создает возможности для развития творческой целенаправленной личности, осознающей конечную цель и задачи обучения; для повышения активности и усиления мотивации учения; формирует прогрессивные педагогические мышления.

Индивидуальный подход: во-первых, обеспечивает личностное своеобразие в развитии детей, даёт возможность максимального проявления всех имеющихся у ребёнка способностей; во-вторых, без учёта индивидуальных особенностей ребёнка любое педагогическое воздействие может оказать на него не то влияние, на которое оно было рассчитано, так как характер и эффективность воздействия определяется не только его объективными составляющими, но и тем, как оно воспринимается ребёнком

Одной из важнейших основ индивидуализации и дифференциации в обучении является учет психологических особенностей учащихся. Основной целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.

Психологическими основами дифференциации и индивидуализации обучения являются:

-уровень обученности и обучаемости;

-уровень общих умственных способностей;

-скорость усвоения;

-индивидуальный стиль умственной деятельности;

-психофизические особенности учащихся.

Главными целями, результатами и критериями эффективности дифференциации и индивидуализации обучения являются:

1) повышение эффективности школьного образования, создание наиболее выгодной и целесообразной для страны системы образования молодого поколения, обеспечивающей каждому максимальное развитие своих возможностей, способностей;

2) демократизация учебно-воспитательного процесса, ликвидация единообразия школы, предоставление учащимся свободы выбора элементов учебно-воспитательного процесса;

3) создание условий для обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям и оптимальных для разностороннего общего развития детей — умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового;

4) формирование и развитие индивидуальности, самостоятельности и творческого потенциала личности, максимальное развитие одаренных детей, обеспечение обоснованного выбора профессии с учетом способностей и результатов образования;

5) защита детей, нуждающихся в социально-педагогической помощи, адаптация и включение в полноценный учебный процесс детей с аномалиями развития и асоциальным поведением.

Основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создаются благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе. Отсюда следует:

- построение дифференцированного процесса обучения невозможно без учета индивидуальности каждого ученика как личности и присущим только ему личностным особенностям;

- обучение, основанное на уровневой дифференциации, не является целью, это средство развития личностных особенностей как индивидуальности;

- только раскрывая индивидуальные особенности каждого ученика в развитии, т.е. в дифференцированном процессе обучения, можно обеспечить осуществление личностно-ориентированного процесса обучения.


III. Работа в группах. С целью выявления методов и приёмов, позволяющих учителю наиболее успешно организовывать продуктивную личностно-ориентированную, учебно-познавательную деятельность учащихся учителям предлагается разбиться по группам:

I группа. Участники – учителя МО естественно – математического цикла, физкультуры, ОБЖ.

II группа. Участники – учителя МО гуманитарного цикла, эстетических дисциплин.

III группа. Участники – МО учителей начальных классов, библиотекарь, педагог – организатор.


Каждой группе необходимо выполнить задания:

  1. На листе бумаги написать названия тех методов, приёмов и средств,

которые используются при применении дифференцированного обучения;

  1. Выбрать тот метод или приём, которому вы отдаёте предпочтение или

придаёте особое значение; сделать его описание по схеме:

  • название метода или приёма в точной и ясной формулировке;

  • краткое описание того, что делаете вы как учитель, и того, что делают ученики;

  • характеристика условий, при которых данный метод или приём наиболее применим;

  • определение того, что получается в итоге;

  • противопоказания к употреблению: чего стоит опасаться и избегать, дабы исключить возможные осложнения и нежелательные последствия.


Выступление групп с результатами работы.

Подведение итогов работы групп.

Вывод: Таким образом, дифференцированное обучение способствует повышению интереса к учебе, повышению уровня продуктивной деятельности учеников, создает ситуацию успеха. Каждая группа учащихся работает над выполнением заданий, соответствующих их учебным, возможностям. В ритмичной работе у учащихся повышается работоспособность, формируется трудолюбие. Поэтому такую организацию урока нужно чаще и эффективнее применять на уроках, чтобы ученики вместе с учителем могли переживать радость от своей работы, достигать определенных успехов.


Проект решения педсовета:

  1. Спланировать методическую работу по обеспечению дифференцированного подхода в организации учебно – воспитательного процесса как фактора повышения качества образования.

  2. С целью повышения качества обучения учащихся педагогическому коллективу:

- использовать дифференцированный подход к обучению на всех этапах урока с учетом психологических особенностей учащихся;


- совершенствовать методики индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися и детьми с повышенным уровнем интеллектуальных способностей;

- организовывать на уроках коллективную, парную, групповую, индивидуальную работу.


Литература:

    1. Кадужина Е.Ф. Тематический педсовет «Разностороннее развитие личности на основе индивидуального и дифференцированного подходов»//Завуч для администрации школ. – 2005 - № 3.

    2. С.Д. Аюпова, Н.В. Лишик «Использование дифференцированного подхода в организации учебно-воспитательного процесса как фактор повышения качества образования». Материалы педагогического совета / Усть–Илимск, Издательский Центр «Ката», 2008 г.


Категория: Педагогические советы | Добавил: labschool (01.06.2011)
Просмотров: 17535 | Рейтинг: 3.2/5
Приветствие
Наши выпускники
Вход на сайт
Поиск

Сайт разработан в системе Ucoz © 2020