Вторник, 15.10.2019, 16:12
Приветствую Вас Гость | RSS

Основная общеобразовательная школа села Полевое

Навигация
Баннеры










































Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Семинары

Семинар «Развитие навыков профилактики стресса»

Семинар «Развитие навыков профилактики стресса»

Подготовила: Вязинько Е.П., заместитель директора по УВР

«Ничто для человека не является такой сильной нагрузкой 
и таким сильным испытанием, как другой человек». 

Профессия преподавателя относится к группе наиболее психологически опасных профессий наряду с такими, как, например, милиционер, предприниматель, пожарный. Взаимодействие с людьми в профессиональной деятельности было и остается одним из мощнейших стрессогенных факторов. У преподавателя стрессовые ситуации могут возникнуть в любое время в общении с учащимися, администрацией, коллегами, родителями, представителями различных организаций. А если учесть и бытовые проблемы, подорванное здоровье, то уместно говорить о преподавателе, испытывающем хроническое стрессовое состояние.
В настоящее время сохраняет свою актуальность проблема эмоциональных нагрузок в педагогических коллективах, что зачастую выступает причиной возникновения стресса у преподавателей, возникновения у них психосоматических расстройств и заболеваний.
Благополучие и психологический комфорт напрямую зависят от умения справляться со стрессом и эмоциональным напряжением.
Стресс – это нарушение покоя, возникающее внутри нас как реакция на определенную ситуацию или деятельность, как внешнюю, так и внутреннюю, это напряженное состояние человека, возникающее при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов внешней среды. Состояние и поведение человека, попавшего в стресс, резко меняется на «противоположный знак». Спокойный и сдержанный человек неожиданно становится суетливым, раздраженным, даже агрессивным и жестоким. А живой, подвижный и общительный человек вдруг может стать мрачным, замкнутым и заторможенным. О человеке в состоянии стресса японцы говорят: «Он потерял свое лицо». Это выражение можно понять и так: «Он потерял самообладание».
Стрессовое состояние опасно не само по себе, а тем, что способно провоцировать целый «букет» органических нарушений в виде сердечно-сосудистых, аллергических, иммунных и прочих заболеваний. Не говоря уже о том, что резко падает работоспособность человека, его жизненная и творческая активность. Беспричинная вроде бы вялость, пассивность, бессонница или не дающий отдыха сон, раздражительность, недовольство всем миром – типичные симптомы стресса.
Практическая часть

1. Тест «Подвержены ли Вы стрессу?»
На каждый вопрос Вы можете ответить «да (+), «нет (-)», «иногда (+ -)».
1.Часто ли у Вас появляется чувство усталости?
2.Чувствуете ли Вы ухудшение способности сосредоточиться?
3.Замечаете ли Вы, что Ваша память стала хуже?
4.Есть ли у Вас склонность к бессоннице?
5.Частот ли Вас беспокоят боли в области позвоночника?
6.Бывают ли у Вас сильные головные боли?
7.Есть ли у Вас проблемы с аппетитом?
8.Замечаете ли Вы, что отдых не дает желаемого результата?
9.Скучаете ли Вы на работе?
10.Легко ли Вас вывести из себя?
11.Замечаете ли Вы за собой склонность к излишней суете?
12.Часто ли Вам хочется выпить?
13.Часто ли Вы курите?
14.Бывает ли, что Вам трудно завершить мысль?
15.Часто ли Вы перестаете себе нравиться?
16.Часто ли Вам без видимой на то причины становится тревожно?
17.Часто ли Вам не хочется видеть вообще никого?

Обработка результатов
Подсчитайте набранное Вами количество баллов: 
«да» - 2 балла
«иногда» - 1 балл
«нет» - 0 баллов
0 – 10 баллов. Вам можно позавидовать, Вы невероятно стрессоустойчивы. В непредвиденных и опасных ситуациях Вы спокойны и рассудительны. Если набрали от 0 до 5 баллов, то Вы, скорее всего, отнеслись к тесту поверхностно, потому что такая степень неподверженности стрессам – это действительно невероятно.
11 – 25 баллов. Стрессы Вам досаждают, но проблем особых не создают. Уровень стресса – средний. Это значит, что избавление от стресса не будет для Вас большой трудностью.
26 – 34 баллов. Уровень стресса – высокий. Вам стоит задуматься о последствиях. Если Вы не сгущаете краски, то последствия не за горами. Не пренебрегайте своим здоровьем: Вам надо срочно изменить свою жизнь!
Таким образом, знание основных признаков стресса позволит Вам вовремя распознать его появление и принять меры. Основные признаки стресса, независимо от его причины, таковы:
•физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, головные боли, головокружение,  хроническая усталость, частые простуды и т. д.); 
•эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, ночные кошмары, раздражительность и т. д.); 
•поведенческие (постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, притопывание ногой или постукивание пальцем, и т. д.);
•физиологические (снижение или полное отсутствие аппетита, повышение аппетита, пристрастие к алкоголю, увеличение числа выкуриваемых сигарет и т.д.).
Основоположник учения о стрессе Ганс Селье писал: «Имеет значение не то, что с Вами случается, а то, как Вы это воспринимаете». Если невозможно изменить ситуацию, вызвавшую стресс, можно изменить ее значимость для человека или его отношение к этой ситуации.
Эффективным методом избавления от напряжения, полезной и результативной профилактикой стресса является релаксация. Овладеть этим методом довольно легко — для этого не требуется никаких специальных умений. Есть только одно условие — ваше желание и осознание того, для чего вы хотите освоить релаксацию.
Найдите время: полежите, послушайте приятную музыку, выполните любое релаксационное упражнение. Например, следите за своим дыханием, считая вдохи и выдохи. В течение нескольких минут сосредоточьтесь только на этом, не думая ни о чем другом.
Релаксация позволяет сбросить физическое и психическое напряжение, ослабить степень возбуждения нервной системы, отрегулировать эмоциональный фон. 
Следующим методом, позволяющим обнаружить и объяснить воздействие стрессовой ситуации на свой организм, т.е. определить свои личные реакции на стресс, является аутогенный анализ стресса.
Метод заключается в постоянном фиксировании в специальном дневнике того, как, когда, какие и при каких обстоятельствах вами были обнаружены признаки стресса. Свои ощущения и наблюдения лучше записывать ежедневно перед сном, желательно, припоминая мельчайшие подробности.
Анализируя записи в спокойном и уравновешенном состоянии, вы сможете быстро определить какие жизненные ситуации и события приводят вас к стрессу и найдете наиболее приемлемый для себя выход из стрессовых ситуаций.
Профилактика стресса легче, чем борьба с ним или с ярко выраженными его последствиями. Освойте технику релаксации и аутогенного анализа, отточите собственные навыки саморегуляции, вырабатывайте и развивайте стрессоустойчивость.
Ганс Селье дал стрессу прекрасное определение: «Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни». В наши дни научиться управлять стрессом может каждый.
Итак, стрессом можно управлять, более того стрессовую ситуацию можно обернуть себе на пользу. Тогда этот мощнейший разрушитель из врага прекратится в союзника. Овладеть этими навыками поможет тренинг.

скачать

Категория: Семинары | Добавил: labschool (10.05.2016)
Просмотров: 357 | Рейтинг: 0.0/0
Приветствие
Наши выпускники
Вход на сайт
Поиск

Сайт разработан в системе Ucoz © 2019